Сегодня:  года
Электроника для мотоциклов "Урал" и "Днепр", и не только для них.
Здесь представлены как мои личные разработки, так и вольные фантазии на темы известных разработчиков. Основное направление - системы зажигания и электронные аксессуары для мотоциклов. Также в активной разработке находится измерительный комплекс (приборная панель).
Основные принципы подхода к проектированию - надежность, защита, взаимозаменяемость.

Микропроцессорная система зажигания на основе схемы опережения SARUMAN с широким набором функций, среди которых три графика УОЗ, прогрев свечей, охрана, обкатка, подстройка тока катушки, вольтметр, тахометр. Выполнена в корпусе автомобильного коммутатора.
Оптический датчик предназначен для замены датчика Холла в различных системах зажигания. Обладает большим быстродействием, чем датчик Холла, и нечувствителен к магнитным полям (актуально для ИЖей).

Внешний малогабаритный пульт, предназначенный для оперативного управления функциями блока NR.213.0500 MIM. Устанавливается на трубу (руль) диаметром 22... 25 мм.
Схема применяется для тестирования систем зажигания "SARUMAN" и "WOOFER", а также Уктус. Формирует импульсы в диапазоне от 100 до 9900 оборотов в минуту, эмулируя размер активного элемента модулятора 20 и 30 градусов, а также конфигурацию модулятора - сектор или вырез. Подключается вместо датчика Холла.

Микропроцессорная схема опережения SARUMAN с широким набором функций, среди которых три графика УОЗ, прогрев свечей, охрана, обкатка. Требуется внешний автомобильный коммутатор.
Многофункциональное реле поворотов с режимами аварийки, поворотов с функцией габаритов, "харлеевского" управления (двумя кнопками), звуковой сигнализацией. Совместимо со светодиодами.

Простая микропроцессорная система зажигания на основе схемы WOOFER, дешевая замена известного зажигания Уктус-2 и аналогичных.
Реле-регулятор для генератора Г-424 и аналогичных с блоком повышения напряжения и контролем оборотов двигателя обеспечивает максимальную эффективность генераторной установки.

Система зажигания для трехцилиндровых двухтактных двигателей, устанавливашихся на автомобили Barkas, Trabant, Wartburg производства ГДР.
Комплекс для измерения и отображения большинства параметров двигателя и мотоцикла (приборная панель). Обладает крайней гибкостью настроек и калибровок датчиков.

Инжектор на Урал. Статья находится в разработке, поэтому ссылка временно ведет на сайт Alexeyz.
Базовая схема проводки для мотоцикла "Урал" с применением автомобильных реле, а также некоторые нюансы электрики на отечественных мотоциклах.

Надежность и защита. Конечный пользователь зачастую существо довольно неграмотное - и провода перепутает, и замкнет там, где не надо, а где надо - не соединит. Но даже если у установщика руки и растут из места, предназначенного немутировавшей ДНК, то нельзя исключать аварийные ситуации, связанные с выходом из строя других компонентов электрической системы мотоцикла.
С одной стороны, производитель не обязан предугадывать все возможные варианты последствий выхода из строя, например, генератора. Или пишет в инструкции - "если скинете клемму с аккумулятора при работающем двигателе - это будут Ваши проблемы". И вроде бы, формально прав - он обозначил условия и параметры, при которых его изделие будет работать, и сказал, чего делать нельзя.
А с другой стороны, как пример, довольно частая неисправность - обрыв аккумулятора, по последствиям сравнимая с его, аккумулятора, отключением. И самая подлость в том, что такой дефект не прогнозируется. Да и какая, по большому счету, пользователю разница? Конечный результат один - ехал на исправном мотоцикле, никого не трогал, на ровном месте встал. До цивилизации - добрая сотня километров. И кого считать правым?
Единственный выход, по моему мнению, предусмотреть 99% возможных нештатных ситуаций (100% все равно не получится) и принять меры по защите устройства от них. Да, это в конечном итоге повлияет на стоимость устройства, но незначительно. Меры по защите, которые использую я:
- защита от обратной полярности включения. Это спасает как от неверной установки самого устройства, так и от переполюсовки аккумулятора.
- широкий диапазон питающего напряжения. Подавляющее большинство устройств работоспособны в диапазоне напряжений 4... 40 вольт, что делает возможной эксплуатацию как с посаженным аккумулятором, так и с неисправным генератором. Разумеется, ездить на мотоцикле с такими неисправностями не стоит, но шансов доехать до места ремонта своим ходом намного больше.
- защита всех входов и выходов от КЗ на шины питания. Любой управляющий вход любого устройства можно без последствий подключить как на массу, так и на +12В. Кроме того, исключены ошибки в работе устройства, вызванные таким подключением. Также все выходы защищены от замыканий как на массу, так и на +12В.
- защита от импульсных перенапряжений. При обрыве (отключении) аккумулятора, нестабильного контакта с его клеммами, а также при неисправностях выключателя массы в бортовой сети возникают кратковременные высоковольтные всплески, достигающие сотни и более вольт. Фильтры и защитные диоды в цепях питания делают разработанные мной устройства устойчивыми к таким воздействиям.
- защита от внешних климатических воздействий. Все производимые мною устройства имеют уплотнения (если изделие в корпусе) либо покрытие уретановым лаком, что делает возможной эксплуатацию при воздействии атмосферной влаги и пыли.
- SMD компоненты индустриального класса. Все применяемые электронные компоненты применяются исключительно индустриального класса, что означает возможность эксплуатации устройств в диапазоне температур от -40 до +125 оС. А повсеместное применение компонентов для поверхностного монтажа делает изделия устойчивыми к вибрациям.
Взаимозаменяемость. Прежде всего. имеется в виду взаимозаменяемость со стандартными автомотозапчастями. Любое, самое качественное и надежное изделие, может выйти из строя, и по закону максимальной подлости, сделает это в самом неподходящем месте. А оказаться в чистом поле или в глухой деревне с неподвижным мотоциклом - ситуация не из приятных. И если какие-то простые, как правило, ВАЗовские, запчасти можно найти в почти в любом месте, то найти замену модному и индивидуальному девайсу невозможно даже в крупных городах. Отсюда принцип - посадочные размеры, разъемы и уровни сигналов должны соответствовать стандартным автомобильным аналогам (если таковые, конечно, существуют).



© NR-Labs, 1991-2019. 18+. Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.